Почему растут тарифы на коммунальные услуги. Независимое мнение.
В последнее время все больше возникает дискуссий, митингов, внеплановых проверок относительно роста коммунальных тарифов. Данная проблема ежедневно поднимается в новостях, ежедневно мы слышим различные обещания наших администраций… Но ни чего не меняется.
Почему происходит рост тарифов на коммунальные услуги?
Рост тарифов на коммунальные услуги неизбежное явление, это обусловлено рядом причин, которые даже порой не зависят от производителей коммунальных ресурсов. Нам могут обещать сократить рост, заморозить тарифы, но это всего лишь простой политический обман.
В виду наличия личного опыта в ценообразовании тарифов на коммунальные услуги, попытаюсь объяснить, из-за чего происходит рост тарифов. Выделю группы причин, а далее разберем каждую из них по отдельности.
Группы причин роста тарифов на коммунальные услуги:
1) Тарифная политика
2) Политика энергосбережения
3) Кадровая политика
4) Стратегии развития коммунальной инфраструктуры
Тарифная политика в коммунальном комплексе
Тарифная политика, которая имеется в коммунальном комплексе – это самое больное место в системе ценообразования. Выделим наиболее основные проблемы:
1) Несовершенство нормативных документов. Дело в том, что применяемая при расчетах тарифов на коммунальные услуги, нормативная база морально устарела. Основная часть нормативных документов была разработана в старое советское время, когда в министерствах отвечающих за ЖКХ были целые отделы, разрабатывающие нормативные документы. Сейчас разработка нормативных документов, передана в саморегулирующие организации, но у нас по сей день действуют старые советские нормативные документы (пусть и переизданные под видом новых). И все бы ничего, но научно-технический прогресс в мире развивается с большой скоростью. К примеру, раньше на определенный процесс требовалось 2 работника, а сейчас данный процесс автоматизировали, и теперь на него необходим 1 работник и т.д. (пусть пример буквальный, но он четко подчеркивает данную проблему). То есть, средства автоматизации сильно облегчили труд работников коммунальной сферы, а вот расчеты почему то ведутся по старинке. Также можно сказать о совершенно новых технологиях, новых материалов и т.д.
2) Отсутствие контроля в росте цен на составляющие тарифов коммунальных услуг. Ни когда не понимал, кто мог придумать такую систему ценообразования? Когда составляющие расходы, из которых складывается тариф — не регулируются, а итог (тариф) регулируется. К примеру, возьмем самое дорогое: отопление, горячая вода. В структуре расходов из которых складывается тариф на тепловую энергию, примерно 40-60% являются расходы на топливо. Виды топлива, используемые в производстве: газ, нефть, мазут, уголь и иногда даже дрова! Основным и самым эффективным топливом считается газ. В стране у нас повсюду производится газификация. Но тарифы на газ в среднем растут на 20%, а то и более. Если стоимость газа выросла на 20% и в структуре тарифа он составляет 50% всех расходов, то тариф уже должен вырасти на 10%. Получается парадокс, как можно ограничить рост тарифов, к примеру на 6%, не регулируя цены на газ? Это самый яркий пример, а их можно привести еще несколько, так как и зарплату рабочим надо поднимать, и надо производить ежегодные ремонты и т.д.
3) Огромное политическое давление при установлении тарифов. Понятно, что социальное напряжение нашего населения на пике. Но, как экономист могу сказать, что установление тарифов на коммунальные услуги, в следствии политической воли, ни к чему хорошему не приведет. Законы экономики нарушать нельзя, недофинансирование предприятий приведет к еще большему напряжению, но в будущем. К примеру, возьмем тот же тариф на тепловую энергию, где может предприятие урезать себя. Тариф включает в себя следующие расходы: топливо, заработная плата и отчисления, вода и водоподготовка, ремонтные работы, амортизацию, прочие цеховые и общехозяйственные расходы. Урезать топливо – нельзя, зарплату – тоже, источник передави тепловой энергии (вода) – тоже, цеховые и общехозяйственные расходы – да уж точно урезать не будут. Скорей всего откажутся от ремонтов, обновлением основных фондов, будет заниматься простым латанием дыр, а не нормальными способами решать проблемы. В итоге через какое то время проблемы усугубятся на много больше.
4) Отсутствие возможности обновления основных фондов. Эта причина, скорей всего всегда является следствием политической воли (причины под номером 3). Почему не происходит обновление основных фондов:
- Отсутствие возможности обновления за счет тарифов. В первую очередь это происходит в виду остаточного механизма финансирования данных расходов. То есть если деньги остаются, значит основные фонды обновляются, если нет – то нет. Амортизационные отчисления, которые учитываются в тарифе не являются адекватным механизмом финансирования основных фондов (они очень маленькие),поэтому текущее состояние требует более координальных мер.
- Отсутствие «реальных» механизмов привлечения инвестиций. Я думаю относительно данного пункта, ни у кого не возникнет вопрос «почему»? Да потому что ни один нормальный инвестор не будет вкладывать деньги в эту систему, с ее проблемами и политическим решением данных проблем.
Политика энергосбережения в коммунальном комплексе
В нашей стране только в последнее время стали говорить о энергосбережении в сфере ЖКХ. И начали делать первые шаги, хотя необходимость в этих шагах существует гораздо раньше. Также выделим наиболее важные проблемы:
1) Высокие потери коммунальных ресурсов. Если бы Вы когда-нибудь считали коммунальные тарифы, Вы бы пришли в ужас о наших существующих потерях в коммунальных сетях. Иногда потери достигают до 80% в небольших населенных пунктах, и до 50% даже в крупных городах. Естественно все эти расходы оплачивают конечные потребители. Двояко складывается ситуация, когда нам необходимо ремонтировать коммунальные сети и нести расходы по их ремонту, и с жестким ограничением роста коммунальных тарифов.
2) Слабая мотивация производителей коммунальных ресурсов в энергосберегающих мероприятиях. Это в первую очередь связано с методиками расчета, когда тариф формируется как затратная часть + прибыль, и если предприятие проводит некие энергосберегающие мероприятия, ей просто в будущем уменьшают затратную часть. Но здесь все индивидуально.
3) Отсутствие мотивации у УК, ТСЖ, обслуживающих организаций в энергосберегающих мероприятиях. Дело в том, что очень мало УК, ТСЖ, обслуживающих организаций уделяют внимание данным мероприятиям, хотя в соответствии с п7.ст12. Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года: Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. По моему мнению, в первую очередь это связано с тем, что данные мероприятия, как правило направлены на уменьшение потерь коммунальных ресурсов непосредственно в многоквартирном доме, все потери которые происходят в доме, включаются в ОДН, а ОДН оплачивают сами жильцы. Поэтому интереса проводить данные мероприятия у большинства УК, ТСЖ, обслуживающих организаций не возникает (опять же таки, есть компании, которые очень активно занимаются данными вопросами).
Кадровая политика в коммунальном комплексе
С кадрами в системе коммунального хозяйства также имеются проблемы. В первую очередь это связано с нехватка необходимого количества профессионалов в отрасли (особенно в районах), в следствии чего возникает множество проблем. Нет специалистов, есть проблемы!
Также проблемные ситуации имеются в органах регулирования коммунальных тарифов. Со всем уважением отношусь к данным работникам, но проверять тарифы составом данных подразделений на должном уровне, физически нельзя. Дело в том, что при установлении коммунальных тарифов, эксперты проверяют фактические расходы предыдущего года, по моему мнению, эти расходы при установлении тарифов несут первостепенную информацию, необходимую при установлении тарифов. Так как, из данных расходов можно увидеть реальную численность и заработную плату, реально выданную спецодежду и т.д. Однако, возможности проанализировать данные расходы на должном уровне, у органов регулирования нет, в связи с небольшой численностью работников органов регулирования. В итоге, они в большей мере используют нормативную базу, которая на сегодняшний день морально устарела (см.тарифную политику).
Cтратегия развития коммунальной инфраструктуры
Отсутствие внятной стратегии развития коммунальной инфраструктуры, а также «реальных» программ развития коммунальной инфраструктуры. Почти у каждого сельского или городского поселения, имеется собственная программа развития систем коммунальной инфраструктуры. Но, очень часто данные программы являются простой формальностью и разработаны на скорую руку. В итоге реальной программы развития у организаций коммунального комплекса нет, все продолжают работать по «старинке».
В итоге хотелось бы сказать, что это основные проблемы которые влияют на рост тарифов коммунальных услуг. Решаться они должны в комплексе, путем пересмотра нормативной базы, введения регулирования роста цен на расходы из которых состоят тарифы, комплексных мероприятий по обновлению основных фондов, программ развития и энергосбережения, создание заинтересованности у всей участников процесса производства и потребления коммунальных ресурсов, наличие новой кадровой политики и т.д.
P . S . Коммунальное хозяйство с ее системой ценообразования это сложная система, одними криками, политическими решениями ни чего хорошего мы не добьемся. Итогом которых будет, что хотели как лучше, а получили как всегда…
Начните экономить прямо сейчас!
8 (812) 981-77-83
8 (812) 981-77-83
Или оставьте заявку нашим диспетчерам
